Автоэксперт рассказал, как аукнется авторынку России повышение ставок утильсбора

0

Снижение импорта машин больно ударит по карману потребителя

Введя 1 октября этого года новые, и по мнению большинства автоэкспертов — драконовские — ставки утилизационного сбора на новые автомобили, власти страны ожидают в ближайшие годы благоприятного для внутреннего автопроизводства эффекта. Логика проста: сократится импорт — увеличится выпуск отечественных машин. Однако специалист объяснил порталу «АвтоВзгляд», почему этот подход может не сработать.

Автоэксперт рассказал, как аукнется авторынку России повышение ставок утильсбора

В Правительстве России прогнозируют сокращение импорта «легковушек» начиная уже с 2025 года, и далее, в течение нескольких лет. На это обратил внимание РБК, изучив сопроводительные материалы к проекту федерального бюджета. И если в следующем году в страну должно быть ввезено 1,085 млн. авто (включая 733,5 тыс. новых), то уже в 2026-м ожидается 916 тыс. шт. (633,2 тыс. новых), в 2027-м — 776 тыс. (547,4 тыс. новых).

При этом средний размер утильсбора на импортируемые легковушки в следующем году составит 602 тыс. руб. c одного автомобиля, в 2026-м — 716 тыс., в 2027-м — 798 тыс. руб., подсчитало агентство. Одновременно, согласно утвержденной стратегии развития автопрома до 2035 года, поэтапное наращивание выпуска отечественных ТС в России должно привести к увеличению их доли на внутреннем рынке легковых авто в 2030-ом до 81%.

Иными словами, вполне понятно, откуда вообще возникла идея с резким повышением ставок «утиля», замечает доцент департамента экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ Петр Арефьев. Благая цель — наращивание внутреннего производства.

Автоэксперт рассказал, как аукнется авторынку России повышение ставок утильсбора

Фото globallookpress.com

Логика, вроде, прозрачная, соглашается эксперт. Ведь в 2023 году из Китая было поставлено за рубеж более 5 млн. автомобилей. КНР обогнала по этому показателю Японию и стала лидирующим экспортером. На Западе, кстати, назвали произошедшее «тектоническим сдвигом» в мировой автопромышленности.

— Естественно, китайские производители могут проводить на внешних рынках в принципе любую ценовую политику за счет эффекта масштаба. Они любое свое технологическое решение отобьют. Что касается наших компаний, то АВТОВАЗ примерно на треть закрывает рынок.

5582

Долой «китайцев»: АВТОВАЗ ждет новых ограничений для иностранных производителей

Эксперты оценили возможность введения дополнительных мер защиты авторынка России

Автоэксперт рассказал, как аукнется авторынку России повышение ставок утильсбора

Читайте также

При этом его доля в финансовом потоке — всего 9%. Оставшиеся деньги «просто вымываются за рубеж», как указывали в самой компании. То есть по факту 91% финансовых средств уходит. Соответственно, у нас не создаются рабочие места, не стимулируется никоим образом рост валового продукта, — рассуждает эксперт.

И повышение утилизационного сбора в нынешнем году, по замечанию Арефьева, оправдывают тем, что оно вынудит китайские автомобильные компании вкладываться в развитие производства в России. Соответственно, российский валовый и внутренний продукт начнут при этом расти, и за счет собственного предложения будет удовлетворяться внутренний спрос.

И это неплохо, если сработает именно так, как задумано, подчеркивает Арефьев. Мера хорошая, но выглядит не совсем продуманной. Конкретные действия необходимо четко просчитывать и следить за тем, чтобы не случилось повторения ошибок, допущенных ранее.

Автоэксперт рассказал, как аукнется авторынку России повышение ставок утильсбора

Фото globallookpress.com

— В начале «нулевых», например, вводили заградительные пошлины на импортные авто старше семи лет, поскольку увидели, что это основной враг нашего автопрома. Но АВТОВАЗ тогда просто менял свою ценовую политику и не особо вкладывался в технологии, предпочитая сиюминутную выгоду, — вспоминает собеседник портала «АвтоВзгляд». — Иначе говоря, само по себе жесткое ограничение импорта не гарантирует ни увеличения производства российских авто, ни повышения их качества. И сейчас, когда в России приняли решение резко повысить коэффициенты утильсбора, действовать, возможно, стоило несколько иначе.

10861

Уходим в рецессию: новый утильсбор «похоронит» некоторые сегменты комтранса

Автоэксперт Кузьмин дал неутешительный прогноз по продажам грузовых авто в РФ

Автоэксперт рассказал, как аукнется авторынку России повышение ставок утильсбора

Читайте также

А пока возникает ощущение, что телега идет впереди лошади. Вероятно, повышение следовало сделать плавным, то есть вначале увеличить коэффициенты на 20-30%, чтобы наши автостроители успели нарастить предложение, пока действительно ввозить машины из-за рубежа станет архиневыгодно. А такие резкие шаги прежде всего скажутся на ценах. Когда и каким образом они повлияют на предложение, непонятно, — рассуждает Арефьев.

Эксперт не исключает, что увеличение рентабельности внутреннего производства автомобилей в итоге простимулирует и предложение. Но, опять же, если этот рост будет обеспечиваться за счет повышения цен, то, в свою очередь, он ударит по карманам россиян. Именно этими ожиданиями объясняется и ажиотажный спрос на российском авторынке в нынешнем году, замечает собеседник портала «АвтоВзгляд».

— Зато потом будут продавать «со скрипом», поскольку большинство тех, кто хотел купить автомобиль, уже приобрели его. Позже ситуация стабилизируется, но утильсбор станет сказываться на ценах, в том числе — и российских машин. А китайскому производителю, естественно, не нужна глубокая локализация, пока у него есть варианты, — резюмирует эксперт.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.