Эксперт Мелехин: Дилеры завышают цену ремонта по принципу прокатит — не прокатит
По некоторым данным, стоимость ремонта автомобилей у официальных дилеров России в 2024 году увеличилась на 30%, что сами «сервисмены» объясняют главным образом ощутимым подорожанием запчастей. Только вот на деле выясняется, что это — откровенная ложь. Чек растет не из-за деталей, а из-за жадности автосалонов, их сумасшедших накруток. А подробности — в материале портала «АвтоВзгляд», корреспондент которого ощутил все «прелести» дилерских предложений на собственной шкуре.
Заметив подозрительный хруст, проявляющийся во время активной работы «баранкой», автор этих строк пригнал свой семилетний Volkswagen Jetta в сервис одного из столичных дилеров. Тех, что раньше носили гордый статус официальных представителей немецкого бренда, а потом, после его громкого ухода, переключились на «китайцев». Почему туда? По привычке. Машина там покупалась и там же все время, даже после окончания гарантии, проходила ТО.
ХИТРЫЕ КАЛЬКУЛЯЦИИ
Диагностику провели: никаких, в общем-то, неожиданностей, учитывая симптомы — «приговорили» опорные подшипники и пружины передней оси. «Не смертельно», — подумала я. «Ох, сейчас наваримся», — подумал мастер-приемщик. И протянул мне предварительный заказ-наряд с итоговой стоимостью — присядьте, если стоите — почти 83 тысячи рублей. Опорники и пружины! На семилетний седан комфорт-класса!
Внимательно изучив документ, обратила внимание, что помимо действительно нужных деталей — собственно, пружин, опор амортизатора и подшипников (на Jetta они разборные) — мне посчитали дорогущие болты, которые, по словам менеджера, «тоже очень надо поменять». Но в шок привели не столько прайсы запчастей (все-таки дилер предложил оригиналы), сколько стоимость работ — 30 тысяч со сход-развалом. «Пруфы» публикую ниже.
Платить сколько денег за несложные процедуры — сумасшествие. А потому, вежливо попрощавшись с приемщиком, сразу же набрала знакомому «гаражнику» — тот сделал всё за 22 тысячи. Пружины заказал Sachs, а опоры и подшипники оригинальные — то есть те же, что предлагал дилер. И любопытно, что если в салоне за пару попросили почти 23 тысячи, то по факту я отдала 8800. Да, точно оригиналы (фотодоказательство — далее). Просто у мастера есть свои «хитрые» выходы на поставщиков деталей.
5100
Не оригинальничай: почему при выборе запчастей для авто иногда лучше брать аналоги
Автоэксперты рассказали, почему альтернативные запчасти бывают лучше оригинальных
Читайте также
РАЗВОД ЧИСТОЙ ВОДЫ
Получается, накрутка на запчасти (пружины не считаем, так как в итоге взяли аналог — только опоры, подшипники и ненужные болты) составила у «официала» немыслимые 200%. На работы (без учета сход-развала, его еще предстоит сделать) — 250%. В целом же стоимость простого ремонта у дилера, согласись я на этот беспредел, обошлась бы в 3,2 раза дороже. Как это можно назвать, если не откровенным разводом?
Пытались ли меня «надуть» лишь потому, что я девушка, рискнувшая приехать на диагностику без сильного мужского плеча? «А что, все равно ведь ничего не понимает: ей можно и восемь пружин посчитать, убедив в том, что так надо!» Не думаю. Уверена, что заказ-наряды с подобными расценками выдают абсолютно всем — вне зависимости от пола или возраста. На дурака: прокатит — не прокатит.
1/3
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Тут со мной согласился и эксперт — генеральный директор прокатной компании «Рексрент» АО «Билантлия» Евгений Мелехин. Несмотря на то, что основной доход «официалам» приносит именно обслуживание и ремонт авто (прибыль от продаж самих машин, по его словам, не превышает 3%), они не опасаются, что такой подход к ценообразованию повлияет на репутацию. «Поэтому да, в ситуациях завышения прайсов дилеры действуют по принципу «прокатит — не прокатит».
2842
Два в одном: какие бесплатные услуги сегодня можно получить в автомагазинах и СТО
На заметку рачительным водителям
Читайте также
По данным профессора кафедры экономической безопасности и управления рисками Финансового университета при Правительстве РФ, доктора экономических наук Надежды Капустиной, структура затрат современного дилерского центра выглядит следующим образом: аренда и содержание помещений (15-20%), фонд оплаты труда (25-30%), оборудование и инструменты (10-15%), маркетинг и реклама (8-12%), прочие операционные расходы (10-15%). «Но даже с учетом всего этого такая большая накрутка не находит экономического обоснования», — говорит эксперт.
РЕШЕНИЕ ЕСТЬ!
Что же с этим безобразием делать? Наверное, вступиться за автовладельцев стоило бы правительству. В Японии после кризиса 1997 года провели масштабную реформу в сегменте — государство законодательно ограничило максимальную наценку дилеров на работы и запчасти до 35% от среднерыночной стоимости. И в результате, как объясняет Надежда Капустина, сформировалась здоровая конкурентная среда. А вместе с тем — подтянулось качество оказания услуг на независимых СТО.
Кстати говоря, свернули на кривую дорожку мы примерно в то же время — в первой половине 2000-х. Эксперт рассказывает, что если проследить историческую динамику, то в 1990-х, когда иностранные автопроизводители массово пришли на российский рынок, дилерская сеть формировалась по западному образцу с относительно справедливым ценообразованием. Но что-то пошло не так, и к середине нулевых ситуация кардинально изменилась.
25517
«Сервисный перебор»: ремонт авто с пробегом становится в России «золотым»
Обслуживание подержанных авто может стать неподъемным для большинства водителей
Читайте также
— Анализируя представленный случай с Volkswagen, важно понимать несколько ключевых экономических аспектов. По данным исследований McKinsey (2021), средняя маржинальность официальных дилерских центров в Европе составляет 18-25%, в США — 22-30%, тогда как в России этот показатель достигает 45-60%. Это беспрецедентный разрыв, не имеющий экономического обоснования, — говорит Надежда Капустина.
Как в таких условиях вести себя автовладельцам? Совет напрашивается один: искать «своих» мастеров в независимых сервисах и не подкармливать наглых дилеров. Тем более что преимуществ у них уже давно нет. Квалифицированные специалисты работают не у «официалов», а там, где больше платят. Оборудование и инструменты водятся и на приличных СТО. Доступы к мануалам и каталогам у них тоже есть… А там, глядишь, и власти подключатся, последовав примеру той же Японии.